{sirena7} Как проверить уровень масла в двигателе, последствия высокого и низкого уровня, как правильно провести проверку и долить
Cb23.ru » Автохимия

Все об уровне масла в двигателе: проверка, заливка, устранение неисправностей

Все об уровне масла в двигателе: проверка, заливка, устранение неисправностей с фото

Эффективная работа двигателя автомобиля зависит от своевременной и должной смазки движущихся элементов. Инженеры-конструкторы ежегодно стараются улучшить смазочную систему, модернизировать её и ввести новые детали, улучшающие работу. Немаловажным фактором при этом является количество, качество и частота замены моторного масла. Проверить его уровень легко.

Содержание

  • 1 Сколько заливать
  • 2 Как проверить: нюансы работы
  • 3 Датчик
  • 4 Разновидности датчиков
  • 5 Диагностика датчика
  • 6 Замена неисправного
  • 7 Высокий уровень масла в двигателе: причины и последствия
  • 8 Двойной уровень
  • 9 Пониженный уровень масла или его полное отсутствие
  • 10 Как правильно доливать масло

Сколько заливать

Для качественного смазывания всех узлов двигателей легковых автомобилей отечественного автопрома требуется порядка 4 литров масла. Данная величина является средней и применима для моторов объёмом 1,8–2,4 литра. В случае с силовыми агрегатами большего объёма смазки потребуется, соответственно, больше.

Объем масляного бака некоторых отечественных автомобилей, л Газель 6,0 ГАЗ 3110 «Волга» 6,0 УАЗ 469 5,9 УАЗ «Патриот» 7,1 УАЗ 452 5,9 ВАЗ 2101–2107 3,8 Лада «Самара» 3,6 Лада «Нива» 3,8 Ока 2,5

Специалисты в большинстве своём рекомендуют заливать в двигатель около 3,5 литра, после чего определить уровень масла щупом. Если его недостаточно, то долить ещё 200–250 грамм и заново измерить. Повторить процедуру до тех пор, пока не будет залита необходимая норма.

Для легковых автомобилей зарубежного производства с двигателями объёмом до 2,4 литра требуется приблизительно 4,2–4,3 литра смазки. При этом закупать все пять литров не нужно — достаточно четырёх. Объясняется это тем, что полностью слить уже отработанное масло нереально: малое его количество всё равно останется в системе, соответственно, при заливке нового будет достигнут необходимый уровень.

Когда необходимо проверять уровень

Проверка количества оставшегося в двигателе смазочного материала проводится в нескольких случаях:

  • По количеству пройденных километров. На каждую модель автомобиля производитель даёт свои рекомендации, но, несмотря на это, желательно проверять его каждые 1–2 тысячи километров;
  • Спустя определённый временной промежуток. К примеру, каждую неделю, даже если авто практически не выгонялось: есть вероятность протечек, выхода из строя стыков шлангов, сальников и прокладок;
  • Перед поездками на большие расстояния;
  • После длительного простоя автомобиля или при его покупке с рук;
  • Появление проблем в работе двигателя: сторонние шумы, стуки, звуки, неприятный запах выхлопных газов или в салоне, снижение/увеличение тяги, давления;
  • В случае резкого изменения уровня охлаждающей жидкости;
  • Если под машиной после стоянки образовалась масляная лужица — необходимо провести все замеры.
  • Стоит учитывать и возраст автомобиля: чем он больше, тем чаще необходимо проверять уровень.

    Как проверить: нюансы работы

    Стандартно уровень замеряют только на холодном двигателе. Делается это для того, чтобы смазка успела полностью стечь в поддон — только при соблюдении данного условия можно говорить о точном замере объёма. Если же проверять его сразу после того, как будет заглушён мотор, то уровень смазочной жидкости будет значительно ниже, чем есть на самом деле. Поэтому мотору дают как минимум полчаса для остывания и только потом приступают к данной процедуре.

    Несмотря на это, бытует мнение, что при отрицательных температурах окружающей среды проверять количество масла нужно сразу после того, как двигатель проработает несколько минут на холостом ходу. Делается это для разжижения состава. Однако производители смазочных материалов такой теории не придерживаются.

    Существует несколько основных правил проверки уровня масла:

    • Автомобиль должен стоять на ровной поверхности в строго горизонтальном положении. Любое отклонение рельефа может привести к тому, что жидкость в поддоне также будет находиться в наклонённом состоянии, соответственно, измерения будут неточными — либо больше, либо меньше реальных;
    • Процедура проводится только на холодный мотор. После поездки машине даётся как минимум полчаса для остывания и стекания масла в поддон.

    Проверяется уровень смазочной жидкости следующим образом:

  • Открывается капот автомобиля. Защёлка для его открытия располагается либо с водительской стороны, либо рядом с рулевым колесом. На капоте также имеется дополнительный замок — его можно отщёлкнуть пальцем;
    Открытый капот автомобиля для последующего измерения уровня масла
  • Возле блока цилиндров располагается щуп. В большинстве моделей автомобилей он выделяется ярким цветом, поэтому перепутать или не найти его сложно. Измерительный прибор аккуратно вынимается из гнезда — дёргать его не нужно, чтобы не сломать, иначе придётся покупать новую деталь, а стоит она немалых денег;
    Щуп для проверки уровня моторного масла с min и max отметками
  • Щуп изготавливается как из металла, так и из пластика, хотя второй вариант встречается крайне редко. Длина детали составляет 30–40 см, своей нижней частью он достигает масла в поддоне. Щуп тщательно протирается сухой мягкой тканью, после чего вновь помещается в гнездо и вынимается обратно;


    Проверка уровня масла в двигателе при помощи щупа; перед проверкой щуп протирается ветошью
  • На поверхности прибора имеются метки: полоски, точки или дырочки. Нижняя из них обозначает минимальный уровень, верхняя, соответственно, максимальный. Нормальный уровень смазочной жидкости должен находиться либо между отметинами, либо ближе к верхней. Нормой считается даже если объем несколько ниже среднего. Доливается масло только в том случае, если его уровень упал до минимальной отметки. Переливать его тоже не стоит, иначе это приведёт к проблемам в работе двигателя;


    Определение уровня масла в двигателе по отметкам на щупе
  • По окончании процедуры щур убирается обратно в гнездо.
  • Более подробно процедура проверки уровня масла в двигателе описана в видео:

    Контрольная пробка

    На некоторых моделях автомобилей, оснащённых автоматическими коробками переключения передач, измерительные щупы не предусмотрены. Проверка осуществляется иным способом и занимает больше времени: объем смазки только выставляется, но не измеряется.

    В таких КПП устанавливаются специальные «системы перелива», конструкция которых включает специальную трубку, крепящуюся к сливному отверстию поддона, и контрольную пробку, закрывающую отверстие в данной трубке.




    Контрольная пробка уровня масла, входящая в «систему перелива» автомобиля

    Необходимый уровень масла определяется по высоте трубки. Излишки смазки, находящиеся выше верхнего отверстия трубки, сливаются при откручивании контрольной пробки.

    Подобная система создавалась с целью защиты двигателя автомобиля от перелива масла при замене. Несмотря на её преимущество, для автовладельца она создаёт немало проблем, поскольку обычным способом измерить объем смазки невозможно.

    Чтобы проверить уровень жидкости с такой системой, необходимо:

  • Загнать машину на подъёмник либо поднять её домкратами с соблюдением горизонтального положения;


    Автомобиль, поднятый специальным оборудованием
  • Открутить контрольную пробку. Во время этой процедуры может вылиться небольшое количество масла, по цвету которого определяется уровень загрязнения агента и необходимость его замены;


    Откручивание контрольной пробки уровня масла
  • В заливную горловину доливается около 100–200 граммов чистого масла. Доливается смазка до тех пор, пока она не начнёт капать из сливного отверстия — это означает, что необходимый уровень достигнут.


    Доливание моторного масла до необходимого уровня
  • Сложная процедура самостоятельной проверки и замены моторного масла вынуждает автовладельцев обращаться за подобной услугой в автоцентры, которые выставляют необходимый объем смазки и регулярно осуществляют её замену — примерно раз в год. Такое решение, конечно, приводит к удорожанию эксплуатации транспорта, однако избавляет владельца от лишних проблем.

    Датчик

    Современные модели автомобилей оснащаются не щупом для проверки уровня смазки, а датчиком уровня масла. Несмотря на то что щуп входит в конструкцию, используется он в основном при заливке нового агента. Сам масляный датчик располагается недалеко от масляного фильтра.




    Датчик уровня моторного масла, устанавливаемый на автомобили

    На легковые автомобили устанавливаются датчики разных типов — тепловые, поплавковые и ультразвуковые.

    Самыми простыми по конструкции являются механические, они же и устанавливаются чаще всего. Принцип работы такого устройства основывается на открывании и закрывании переключателя, в некоторых моделях используется прямой контакт с коммутатором или магнитным механизмом. Подобные приборы функционируют в основном при маслах с высоким уровнем вязкости.

    В тепловых датчиках измерения проводятся нагреваемой во время работы проволокой. Ультразвуковые модели фиксируют необходимые данные за счёт ультразвуковых импульсов, которые отражаются от поверхности смазочного материала.

    Разновидности датчиков

    Поплавковый ДУМ




    Одна из разновидностей датчиков уровня масла — поплавковый ДУМ

    Обладает самой простой конструкцией: поплавка, перемещающегося по вертикально расположенной трубе. В ней располагается управляемый магнитами контакт, сам магнит — в поплавке. Срабатывает контакт в момент приближения магнита к нему, сигнализируя о низком уровне моторного масла. Замыкание управляющей цепи осуществляется за счёт срабатывания контакта, после чего формируется сигнал, транслирующий оповещение на приборную панель. Подобный датчик срабатывает только в определённой точке, что значительно ограничивает область его применения.

    Тепловой




    Тепловой датчик уровня масла — самый распространенный вид

    Самый распространённый тип датчиков. В основе работы данного устройства лежит кратковременное нагревание специальной проволоки до температурного максимума и последующее её охлаждение до температуры смазочного материала. Уровень масла в системе рассчитывается исходя из количества времени, потраченного на охлаждение проволоки: чем быстрее она остывает, тем больше смазки.

    Некоторые устройства замеряют не только объем масла, но и его температуру. Для этого устанавливается дополнительный температурный датчик, сигналы которого наравне с масляным передаются на приборную панель.

    Электротермический




    Электротермический датчик уровня масла — одна из разновидностей тепловых устройств

    Одна из разновидностей теплового устройства, отличается от него использованием проволоки с высоким температурным сопротивлением. Нагревается элемент посредством пропускания через него тока, при этом сопротивление высчитывается на основе того, какая часть проволоки погружена в масло. Чем больше уровень смазки, тем ниже сопротивление.

    Ультразвуковой




    Универсальный ультразвуковой датчик уровня масла

    Датчики такого типа производят замер вне зависимости от его вязкости и качества. Принцип работы устройства основывается на излучение волн высокой частоты, которые отражаются на измерительный элемент от поверхности смазки.

    Получаемые данные могут разниться в зависимости от испарения, вибраций, появления пены и изменения концентрации моторного масла. Посылаемая прибором звуковая волна зачастую прерывается при появлении пены и вибраций, в результате чего получаемые данные сильно искажаются. Изменить показания также могут химические испарения, конденсат и испарения.

    Для получения корректных данных необходимо правильно устанавливать датчик: он должен крепиться в месте, которое защищено от сторонних воздействий, к примеру, на сварные конструкции.

    Наличие на приборной панели специальных индикаторов позволяет проводить ультразвуковому датчику графическую индикацию уровня масла.

    Диагностика датчика

    При обнаружении неисправностей в работе ДУМ в первую очередь проверяется лампочка на приборной панели. Затем устанавливается причина неполадок. Самыми часто встречающимися считаются низкий уровень смазочной жидкости, неисправности в работе силового агрегата и неправильное подключение приборов.

    Диагностика масляного датчика проводится на смотровой яме. Машина загоняется на яму, с неё снимается защита. От датчика отсоединяются провода и включается зажигание, затем замеряется напряжение между соединительной колодкой и «массой». Данный показатель должен быть в районе 12 В.

    Если напряжения нет или оно ниже нормы, то причина кроется в плохом контакте цепи, обрыве проводки или неисправности индикационного блока.

    Замена неисправного

    Установить новый ДУМ несложно — для этого не требуется специального оборудования или инструментов. Провести всю процедуру можно самостоятельно, не прибегая к услугам автосалонов и мастеров.

  • Автомобиль загоняется на смотровую яму для лёгкого доступа к днищу;


    Автомобиль загоняется на подъемник
  • Включается зажигание, от аккумуляторной батареи отводится минусовой провод. Желательно дать машине остыть, поскольку контактировать с горячим маслом — не самое приятное;


    В целях безопасности от аккумулятора отключается минусовая клемма
  • С двигателя снимается защита;


    Снятие защиты с двигателя
  • Провода, подключённые к датчику уровня масла, снимаются;


    Расположение датчика уровня масла; с него снимаются все провода
  • С корпуса ДУМа стираются все загрязнения мягкой чистой ветошью;
  • Крепления датчика откручиваются ключом на 10;
  • Устройство снимается со своего места путём лёгкого раскачивания из стороны в сторону. Делать это нужно аккуратно, поскольку при резком движении можно повредить поплавок;


    С датчика уровня масла откручиваются все крепления
  • Новый прибор устанавливается на освобождённое место;


    Установленный новый датчик уровня масла
  • Все детали собираются в обратном порядке. Заодно можно осмотреть другие узлы и агрегаты автомобиля.
  • Высокий уровень масла в двигателе: причины и последствия

    Многих водителей ещё в автошколах учат перед каждой поездкой проверять этот показатель. Нехватка смазочной жидкости может привести к неисправностям в работе мотора. Однако избыточный уровень также грозит не самыми приятными последствиями.

    Причины

    Перед сменой масла желательно учитывать рекомендации, которые даёт производитель для конкретного типа двигателя. Такие значения являются усреднёнными, поскольку многое зависит от характеристик моторной жидкости. Несмотря на это, необходимый уровень должен находиться в данных пределах.

    Также учитываются условия замены масла. При холодном двигателе уровень будет ниже, чем при прогретом. Причиной слишком высокого уровня масла может быть неровное положение автомобиля с наклоном в одну сторону, что и приведёт к переливу.

    Разгерметизация прокладки бензонасоса также может повлиять на объем смазочного материала: через неё может поступать топливо, которое, смешиваясь с маслом, повышает его уровень выше допустимого. Выявить такую неприятность просто: достаточно вынуть щуп и понюхать смазку. При её смешивании с топливом она будет обладать характерным запахом.

    Последствия

    Слишком высокий уровень моторного масла может привести не к самым приятным последствиям:

    • Перерасход топлива. Главный признак, сигнализирующий о высоком уровне моторной жидкости;
    • Образование в камере сгорания и на поршнях нагара;
    • Засорение и поломка глушителя;
    • Выхлопные газы чёрного оттенка с неприятным запахом. При высоком уровне масла двигатель прогревается только при открытой двери гаража, в противном случае водитель может получить отравление угарным газом;
    • Увеличение расхода смазочной жидкости;
    • Чрезмерное давление, выталкивающее сальники клапанов;
    • Заливка свечей маслом и их быстрый выход из строя.

    Как устранить последствия

    Если уровень моторной жидкости выше нормы, то его необходимо снизить, дабы не допустить проблем с двигателем автомобиля. Устранить такую проблему можно сливом лишнего масла при помощи шланга или через сливную горловину.

    Откачка лишнего масла при помощи шланга

    Для слива лишней смазки необходимо подготовить ёмкость и шланг.

    • Открывается капот автомобиля и находится заливная горловина. Она располагается в центре подкапотного пространства;


      Расположение заливной горловины двигателя
    • В горловину вставляется простой резиновый шланг, посредством которого в подготовленную ёмкость сливаются излишки масла;


      Откачка излишков моторного масла при помощи шланга
    • Щупом проверяется уровень смазки. При необходимости жидкость откачивается до тех пор, пока не будет достигнут нормальный уровень.


      Уровень масла проверяется щупом после сливания
    Откачка лишнего масла через сливную горловину

    Данный метод является, по сути, полной заменой моторного масла и представляет собой полный слив старого и залив нового до нормального объёма. Для этого потребуется накидной ключ и ёмкость, в которую будет сливаться отработанная жидкость. Автомобиль загоняется на яму или эстакаду и оставляется остывать. После того, как двигатель остынет, можно приступать к процедуре замены:

    • Открывается капот и снимается крышка заливной горловины;


      Снятая крышка заливной горловины
    • Под двигателем находится сливная пробка;


      Расположение сливной пробки под двигателем
    • Ёмкость размещается под сливным отверстием;


      Размещение емкости под сливной пробкой
    • Пробка аккуратно откручивается при помощи накидного ключа;


      Откручивание пробки сливного отверстия под двигателем
    • Двигатель с открученной пробкой оставляется на полчаса для полного слива масла; Отработанное масло сливается через отверстие в течение получаса
    • Пробка возвращается на место. Закручивать её желательно при помощи динамометрического ключа с оптимальной силой затяжки в 25 нм; Сливная пробка закручивается динамометрическим ключом
    • В заливную горловину заливается новая смазка в необходимом объёме, рекомендованном производителем. Уровень жидкости проверяется щупом. Заливание нового моторного масла

    Двойной уровень

    Основной причиной двойного уровня смазочной жидкости в двигателе является попадание в неё сторонних жидкостей. Признаками этого может быть изменение цвета выхлопных газов, потемнение антифриза, изменение консистенции и оттенка самого масла — к примеру, до цвета кофе со вспениванием.

    Причины

    Основными причинами становится износ и выход из строя сальников или форсунков двигателя, дефекты прокладок. Визуально определить первопричину сложно — для этого, как правило, проводится разбор двигателя и его узлов с последующей их проверкой.

    Последствия
    • Повышенный расход масла;
    • Снижения тяги двигателя;
    • Повышенный расход топлива;
    • Изменение цвета выхлопных газов;
    • Выход из строя двигателя автомобиля.
    Устранение неисправности

    К сожалению, справиться с двойным уровнем смазочной жидкости непросто: требуется диагностика узлов двигателя и, в случае их неисправности, полная замена деталей. В обязательном порядке проводится проверка целостности сальников, уплотнителей и прокладок, желательно также отнести форсунки на диагностику в автомобильный сервис, причём проверяются они на герметичность на специальном стенде под напряжением.

    Пониженный уровень масла или его полное отсутствие

    Низкий уровень смазочной жидкости в двигателе является одной из самых распространённых причин неисправности двигателя.

    Причины

    Поскольку многие моторы «едят» крайне небольшое количество масла, основной причиной понижения его уровня являются утечки. Может подтекать крышка клапана или картер двигателя вследствие повреждения.

    Реже можно столкнуться с течью сальников распредвала, коленвала или других валов.

    Последствия

    Снижение уровня масла приводит к необходимости его постоянной доливки в бак, что становится причиной износа шатунов, коренных вкладышей и колец шатунов. В итоге это все может привести к разрушению двигателя и его капитальному ремонту или полной замене.

    Устранение

    Для повышения уровня масла в моторе достаточно найти причину его утечки. Нередко это может быть повреждение определённых деталей, из-за чего смазка вытекает. Их заменяют и заливают жидкость до нужного уровня.

    Как правильно доливать масло

    Своевременный долив моторного масла позволяет продлить срок эксплуатации силового агрегата и предупредить его неисправности. Проделывать подобную процедуру нужно крайне внимательно и аккуратно: лучше лишний раз немного недолить, чем перелить.

    Доливается смазка только в тёплый двигатель: на холодном при замере масла его уровень будет ниже, на горячем, напротив, слишком высоким, из-за чего можно залить неправильный объем. Добавлять также стоит только ту жидкость, которая уже используется либо рекомендована производителем. Смешивать разные марки и типы масла нельзя: это может привести к серьёзным неисправностям и поломкам силового агрегата.

    Доливание моторного масла через воронку

    Заливается смазочная жидкость очень просто: открывается капот автомобиля, с заливной горловины снимается крышка и проверяется уровень. При помощи воронки необходимое количество смазки заливается, затем вновь проверяется её объем при помощи щупа. По достижении необходимого уровня крышка горловины возвращается на место, щуп убирается и закрывается капот.

    Своевременная проверка и замена моторного масла позволяет предупредить различные неисправности двигателя автомобиля, продлить его срок эксплуатации и определить причины его поломки. Произвести замену смазочной жидкости можно самостоятельно, главное — знать, как правильно это делать.

    Репост
    Наверх