{sirena7} Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля
Cb23.ru » Советы

Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля

Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля с фото
Статья о том, как предотвратить перегрев мотора машины. Причины перегревания мотора. В конце статьи — видео о том, что делать в случае закипания двигателя автомобиля.
Содержание статьи:
  • Причины перегрева мотора
  • Разновидности
  • Внешний и внутренний перегрев двигателя
  • Признаки перегревания мотора
  • Меры профилактики
  • Видео о том, что делать, если закипел двигатель

Перегрев мотора автомобиля – довольно большая неприятность, которая может случиться с вашим «железным другом». Как правило, перегревание в последней стадии чревато поломкой двигателя, а это и время, потраченное на ремонт, и немалые деньги.

Причины перегрева мотора


Так что же происходит с двигателем во время перегрева? Почему он в итоге приходит в негодность?
Все дело в том, что любая деталь мотора весьма чувствительна к перемене температуры, особенно к ее повышению. Прежде всего, высокая температура негативно воздействует на маслосъемные колпачки, а затем достается и поршневым кольцам – и в этом нет ничего хорошего.
Всем известно, что при нагревании любые металлические предметы начинают расширяться, а при охлаждении возвращаются в свое исходное состояние. Если части двигателя нагреваются в пределах нормы, ничего страшного не происходит. А вот когда двигатель начинает перегреваться, его детали от высокой температуры расширяются настолько, что приобретают размеры, превышающие норматив конструкции.
Результат такого перегрева, как правило, плачевный — увеличившиеся в размерах детали уже не возвращаются к своим первоначальным габаритам, а от этого деформируются головка блока и поршневая система.
Причина перегревания автомобильного мотора не может быть одна. Однако водителю надо знать, что двигатель может перегреваться и снаружи, и внутри. Внутреннее перегревание хуже во всех отношениях, в том числе и потому, что его трудно определить.
В результате такого перегревания снижается мощность мотора, возникает возможность появления калильного зажигания, а также детонация зажигания, а на поверхности поршней могут появляться характерные повреждения в виде пресловутых задиров.

Разновидности перегревания мотора




Перегревание мотора стоит рассматривать как в первой, второй и третьей степенях. От этих видов перегревания зависит и степень возникающих неисправностей двигателя. Например, если по длительности двигатель был в перегретом состоянии не более десяти минут, то такой перегрев мотора считается перегреванием первой степени. Серьезных неприятностей он вряд ли доставит — в самом крайнем случае могут оплавиться поршни. Но, если при таком условии вы обнаружили клубы дыма, возникающие из-под капота, то тогда не стоит рисковать и лучше отправить машину на проверку специалистам.
О второй степени перегрева можно говорить при длительности перегрева на протяжении двадцати минут. Негативные результаты перегревания здесь будут посерьезнее: деформирование ГБЦ (головки цилиндрического блока), появление внутри цилиндров расколов, которые способны сместить посадочное гнездо клапанов. Кроме того, признаком второй степени перегревания могут быть пробитые прокладки головки блока, сальники, переставшие держать масло, вышедшие из строя перегородки между кольцами и масса иных неполадок.
Перегрев третьей степени – это катастрофа для автомобиля, сопоставимая с инфарктом для человека. В результате сильного перегрева возникает цепная реакция из неисправностей, не щадящие сердце машины. Начиная от камер сгорания, перегрев высокой степени выводит из рабочего состояния почти все составляющие части мотора.
В таком состоянии двигатель не имеет возможности работать полноценно, потому что начинают прогорать поверхности поршней. Кроме того, алюминий в расплавленном состоянии прикипает к внутренней поверхности цилиндров, вызывая торможение поршней.
Под высокими температурами масло теряет функцию смазки, в результате чего трущиеся части ломаются и прекращают работу. К коленвалу пригорают расплавленные шатунные и коренные вкладыши, и под давлением поршня он разваливается надвое. И в заключение катастрофы поршень разбивает стенку блока цилиндров, после чего двигатель прекращает свое существование.

Внешний и внутренний перегрев двигателя




Основные причины, ведущие к внешнему перегреву:
  • Охладительная жидкость опустилась ниже допустимого уровня. Это обстоятельство может послужить причиной наружного перегрева. Жидкость для охлаждения способна проходить сквозь самые маленькие отверстия, образуя подтеки под машиной. Хуже, если она проникает в масло и в цилиндры – от этого может заклинить коленчатый вал.
  • Неправильная работа термостата. Эта неисправность возникает в основном из-за блокирования такого свойства подвижного элемента, как упругость. Причина — скопления осадков в системе охлаждения. Когда термостат дает сбои, охладитель начинает идти по малому кругу, то есть работать в режиме прогревания двигателя тогда, когда требуется режим охлаждения. Поэтому перегрев здесь неизбежен.
  • Недостаточное охлаждение генератора воздухом. В качестве причины может быть загрязнение ребер генератора, а также сбои в работе вентилятора. Если вентилятор работает от электричества, необходимо сделать ревизию температурного датчика. А в случае, если генератор получает вращение от коленвала, стоит осмотреть натяжку ремня и, если потребуется, подтянуть его специальным натяжителем.
  • Долгая работа мотора с ненормативными нагрузками, например, в условиях буксировки, может стать причиной внешнего перегревания. Но даже при условии холостого хода во время длительной работы мотор может перегреться. Так бывает, если мотор заведен, а машина не осуществляет движения, например, в пробках. В таких условиях отсутствует встречное движение воздушных масс, а для необходимого охлаждения действия одного вентилятора недостаточно.
  • Долгая работа мотора при детонации. Такое может быть только у двигателей, работающих на бензине. Это довольно опасный режим, который помимо перегревания может стать причиной большого количества неисправностей.
  • Не отрегулированные зажигание и подача топлива тоже могут оказаться причиной наружного перегрева двигателя. Это происходит таким образом: очередная порция топлива еще не сгорела, а клапаны уже производят выпуск отработанных газов. Но температура этих газов становится критической, отчего накаляется головка блока. Охладитель начинает закипать.
  • Прогорел выпускной клапан. Через место прогара начинают сквозить газы. Обладая максимально большой температурой, они в свою очередь повышают температуру мотора.

  • Основных причин внутреннего перегрева три:
  • Загрязнилась камера для сгорания топливной смеси. Эта неполадка весьма распространена у автомашин с чрезмерным показателем пробега. Если двигатель слишком долго эксплуатируется, он начинают поглощать больше масла, которое не обладает высокой горючестью. В результате оно сжигается не до конца, оставляя в камере соответствующие отложения. Дым из глушителя идет сизого цвета, но при этом температурный датчик не срабатывает. В результате наступает перегревание двигателя. Кстати, такого рода масляные отложения особо нежелательны для машин, работающих на бензине, потому что провоцируют калильное зажигание, которое может быть либо поздним, либо ранним.
  • Солевые осадки от воды и тосола, которые остаются в путях охлаждения. Иногда такие отложения могут в определенной степени блокировать большую часть диаметра каналов, в результате чего расход охладителя значительно сокращается. От этого двигатель также перегревается.
  • Иногда с целью улучшить качество масла автолюбители добавляют в него так называемые присадки. Не все, но некоторые из них могут давать осадок на внутренней поверхности цилиндров в виде металлокерамического слоя. Этот слой – мощный теплоизолятор, благодаря которому двигатель может перегреваться.

  • Признаки перегрева двигателя




    Формально принято считать, что о перегревшемся двигателе водитель узнает благодаря специальному датчику. Однако в действительности наблюдать за датчиком, будучи за рулем, не только трудно, но и опасно. А это значит, что водитель зачастую либо вообще не замечает показаний датчика, либо замечает слишком поздно.
    Следовательно, каждому автолюбителю лучше знать естественные признаки, свидетельствующие о том, что двигатель перегрелся. Зная об этих признаках, можно не отвлекаться от управления автомобилем. Итак…
  • В холодное время года система отопления прекращает подачу теплого воздуха. Это внешний признак, а причина заключается в падении объема охладительной жидкости. Важно знать, что горячий воздух перестает поступать именно перед закипанием охладителя.
  • Появление признаков детонации. Опытные водители при этом различают специфический стук в двигателе, который свидетельствует о чрезмерном нагревании охладителя. Сама детонация возникает при нарушении режима сгорания горючей смеси. Это происходит за счет большого скачка температуры на стенах камеры сгорания.
  • Периодический стук и сильное понижение мощности двигателя также свидетельствуют о том, что мотор перегрелся. В это случае, как минимум, нужно остановиться и дать возможность двигателю остыть. Иначе последствия могут гарантировать дорогой и продолжительный ремонт автомобиля.
  • При подозрении на перегрев нужно прекратить движение и обследовать головку блока. Если на ней обнаружатся визуальные трещины или другие виды повреждений – перегрев очевиден.

  • Как не допустить перегревания мотора




    Есть несколько правил, соблюдая которые водитель может защитить двигатель от перегревания. Прежде всего, необходимо систематически контролировать уровень охладителя. При обнаружении падения уровня следует долить охладительную жидкость до пределов нормы. Иначе могут возникнуть серьезные проблемы.
    Работу термостата нужно периодически контролировать. В принципе это несложно – определяется на ощупь. Для этого достаточно радиатор потрогать рукой. Охлажденный термостат – верный признак его неработоспособности. Здесь можно провести диагностику своими руками.
    Демонтируйте термостат и опустите его в воду. Затем нагрейте воду до 80 градусов по Цельсию. При нагреве воды до заданной температуры клапан должен отреагировать. Если этого не произошло, термостат нужно заменить на новый.
    Необходимо иногда подвергать ревизии проходные каналы. В них не должно быть отверстий, трещин и других повреждений. Сужение этих каналов чревато нарушением качественного отвода тепла от поверхности мотора. Также надо учитывать, что даже самые микроскопические отверстия в каналах охладителя могут стать причиной утечки охладительной жидкости.
    Для охлаждения не стоит пользоваться жесткой водой — в ней содержится много минеральных солей. В этих целях безопаснее применять тосол либо дистиллированную воду, которая является идеально мягкой. Кроме нее мягкой может быть дождевая вода. Морская или грунтовая вода – это типичные примеры жесткой воды.
    Хотя бы изредка стоит проверять герметизацию охладительной системы, верхнюю ее часть – в первую очередь. Воздух туда попадать не должен, иначе упадет давление, что приведет к снижению напора циркуляции жидкости.
    Нельзя оставлять без внимания работу вентилятора. В результате его повреждения и остановки мотор начнет перегреваться со всеми указанными ранее последствиями.
    Теперь вы знаете, каким образом может перегреваться двигатель вашего автомобиля, как определить эту неприятность, и какие меры предосторожности нужно применять. Соблюдайте эти нехитрые правила, и счастливого вам пути!
    Что делать, если закипел двигатель — смотрим видео:
    Репост
    Наверх