Какие амортизаторы выбрать: газовые или масляныеВыбирая амортизаторы, в первую очередь следует разобраться с их основным функционалом. Какие задачи выполняют амортизаторы в процессе движения транспортного средства? Многие автовладельцы уверены, что основная функция амортизаторов в «железном коне» – поддерживать транспорт во время движения по некачественному дорожному покрытию, а также по грунтовой дороге, хотя это вовсе не так. Кузов поддерживается за счет давления на пружины, амортизаторы же ориентированы на максимальное сокращение амплитуды их колебания, а также минимизацию раскачивания корпуса автомобиля при столкновении с кочкой или ямой. При полном отсутствии амортизаторов езда даже по идеально ровной дороге была бы крайне опасной для рядового водителя. Как работают амортизаторыПринцип работы амортизаторов завязан на движение штока с поршнем и выталкивание последним некоторого количества масла во внешнюю полость через небольшие специальные отверстия (именуемые жиклерами). Шток приводится в движение во время каких-либо колебаний подвески. Нетрудно догадаться, что подобные колебания провоцируются взаимодействием с неровностями на дороге. Чем «мягче» выполнит свою задачу амортизатор, тем комфортнее будут ощущать себя пассажиры транспортного средства. Через жиклеры амортизирующее вещество проходит в крайне малых количествах. Именно этим и обеспечено плавное и равномерное затухание колебаний подвески транспортного средства. Выбор амортизаторов хорошего качества и своевременная их замена гарантируют вам максимальный комфорт при езде, а также хороший уровень управляемости. Классификация амортизаторовГрубо говоря, амортизаторы различных производителей можно поделить на пару обобщенных групп:
В качестве основного действующего вещества выступает масло или газ. При этом кое-что неизменно: в амортизаторах различных типов всегда будет содержаться некоторое количество масла. Это касается и газовых устройств (там масло выполняет вспомогательные функции). Отличие газовых амортизаторов от масляных (помимо рабочего вещества) также заключается в количестве трубок. Газовые амортизаторы являются однотрубными. Их масляные и газо-масляные аналоги относят к двухтрубным амортизаторам. Также существует ряд специализированных спортивных моделей, используемых на автомобилях с крайне высокими требованиями к управляемости. Такие модели амортизаторов снабжены возможностью регулирования степени жесткости. Рассмотрим каждый тип амортизаторов детально. Газовые амортизаторыЭтот тип амортизаторов представлен однотрубными устройствами. Внутри единственного цилиндра такого амортизатора находится специальный газ под достаточно высоким давлением (порядка 20-25 бар). Также используется и масло, однако оно надежно отделено от газа движущимся поршнем, что абсолютно исключает вероятность смешивания этих двух составляющих. Высокий уровень давления, под которым находится газ в амортизаторе такого типа, также позволяет минимизировать вероятность вспенивания масла, что довольно часто встречается у масляных моделей амортизаторов. Газовые амортизаторы молниеносно реагируют на любые изменения в динамике движения автомобиля, что гарантирует высокий уровень управляемости практически в любых ситуациях на дороге. Однако это влечет за собой и некоторые неудобства. К примеру, при использовании газовых амортизаторов чувствительность автомобиля к неровностям на дороге будет проявляться значительно сильнее, чем при эксплуатации газо-масляных или масляных аналогов. Есть риск, что пассажиры авто будут очень хорошо ощущать каждую кочку и яму. Для городских автомобилей, предназначенных для повседневной езды по относительно качественным дорогам, газовые амортизаторы – не лучший выбор. Если вы цените стопроцентную управляемость авто при любых условиях, при этом готовы в пользу этого жертвовать собственным комфортом и комфортом пассажиров, вам вполне подойдут газовые модели амортизаторов. Масляные амортизаторыЭти устройства могут похвастаться предельной простотой, а также надежностью. Именно этот тип устройств можно порекомендовать неопытным пользователям и всем тем, кто использует городские автомобили, не злоупотребляя при этом высокими скоростями и ездой по бездорожью. При «жесткой» эксплуатации транспортного средства масляные амортизаторы бывают не настолько эффективны. Их основной изъян сводится к возникновению пузырьков в рабочем веществе во время быстрой езды по неровному дорожному полотну. Здесь масло попросту вспенивается, снижая пропускную способность клапанов и жиклеров. При длительной езде в таком режиме, естественно, амортизаторы практически полностью теряют свои рабочие качества, т. е. становятся бесполезными. Газо-масляные амортизаторыПожалуй, именно этот подвид можно считать универсальным с точки зрения как сохранения управляемости автомобиля, так и поддержания комфорта пассажиров во время движения. Газовые или масляные амортизаторы, считаются более специализированными. Газо-масляные амортизаторы относятся к подвиду двухцилиндровых (один цилиндр находится внутри другого). Для наполнения резервного цилиндра используется азот. Давление здесь применяется крайне невысокое: приблизительно 2-5,5 бар. Согласитесь, разница в 5-10 раз по сравнению с газовыми амортизаторами весьма существенна. Чем выше уровень давления внутри амортизатора подобного типа, тем быстрее происходит реакция газа и масла на различные неровности на дороге. Стоит помнить, что применение устройств с высоким давлением дает также и более «жесткую» подвеску.
Что же выбрать?Какие амортизаторы лучше: газовые или масляные? Ответ для каждого индивидуален. Отталкивайтесь от своей манеры, темпов вождения и сферы применения вашего автомобиля. Здесь можно выделить универсальный принцип выбора амортизатора:
Также при выборе амортизатора (помимо его целевой направленности) стоит уделить особое внимание производителю устройства. Доверяйте только проверенным фирмам-изготовителям. Разница в первоначальной стоимости практически всегда компенсируется дальнейшей минимизацией расходов на обслуживание и замену детали. Если речь идет об амортизаторах, высокая стоимость зачастую пересекается с высокой надёжностью в эксплуатации. |